ЧУДЕСА ГОРНОГО ДАГЕСТАНА

Своё знакомство с Северным Кавказом я продолжила в республике Дагестан.

И это удивительный край! Невероятно красивые и разнообразные пейзажи, просто рай для фотографа. Я не случайно упомянула фотографов, потому что эта поездка стала для меня первым классическим фототуром. Я уже довольно давно была подписана в LiveJournal на проект PhotoGeographic, предупреждаю заранее вы можете зависнуть на нём надолго и с вероятностью 99,9% рано или поздно отправитесь с ними в тур. По крайней мере, так случилось со мной. Конечно, в первую очередь, меня манили неизведанные места: озеро Джека Лондона, Плато Путорана или сплав по Индигирке в Якутии, но на 2021 год у меня уже были запланированы две 2х недельные поездки на Алтай (любовь моя!) и Камчатку (жду с нетерпением!), поэтому я была несколько ограничена во временных ресурсах и решила, что почему бы мне не продолжить знакомство с природными красотами Кавказа и не поехать в Дагестан на майские праздники.

Небольшое лирическое отступление. Моя знакомая, узнав куда я еду, воскликнула: «Боже мой, разве это не опасно?!». Всем, кто думает также, отвечаю – нет, не опасно! Это замечательный край и очень гостеприимные люди! Но… Как обычно, есть небольшое «но». Нужно быть готовым к тому, что туристический сервис находится в состоянии «обкатки». Местное население, занятое в этой сфере, оказалось не готово к такому наплыву туристов. Дагестан в этом году стал одним из наиболее популярных туристических направлений.

Что ж вернемся непосредственно к моему путешествию. Махачкала встретила ярким солнцем и очень теплой погодой, как выяснилось впоследствии это была коварная замануха. Впереди нас ждал переезд в высокогорное село Гуниб, порядка 120-150 км от Махачкалы.

Первой достопримечательностью на пути стал Гимринский автодорожный тоннель — самый длинный автодорожный тоннель на территории России, длина его составляет 4303 м. Этот тоннель называют воротами в горный Дагестан. И действительно, как только выезжаешь из тоннеля словно оказываешься в совершенно другом месте – равнинный пейзаж сменяется горным, да и погода может поменяться кардинально.

Как говорится «куй железо, не отходя от кассы!». Первая остановка для съёмки запланирована по дороге в Гуниб. И это невероятные (простите меня, дорогие читатели, но это слово и его синонимы будут повторяться в моём рассказе довольно часто) Чохские террасы. Потрясающая игра света и тени, множество оттенков зеленого и как результат фотографы были готовы зависнуть здесь надолго, даже несмотря на не режимный свет.

Чохские террасы

Село Гуниб, где нам предстояло жить, находится на высоте около 1500 метров и как можно догадаться дорогой к нему является горный серпантин, ух и накатались же мы по нему за эти несколько дней. Нас поселили в прекрасном туристическом комплексе «Орлиное гнездо».

В первой половине следующего дня прогноз погоды обещал сильные дожди на территории всего Гунибского района, поэтому утренняя фотосъемка была заменена на мастер-класс по пейзажной фотографии с профессионалом своего дела, прекрасным фотографом и нашим фотогидом – Андреем Грачевым. Не могу сказать, что мы расстроились, так как после дороги всё-таки хотелось немного отдохнуть, не говоря уже о возможности поучиться у мастера. Помимо этого это  была прекрасная возможность для группы познакомиться друг с другом. Несколько человек уже не первый раз ездили в фототуры с Андреем и для меня это яркий показатель высокого качества организации тура. Да что сказать, не успев уехать из Дагестана, я сама записалась на следующий год в поездку по Ингушетии и Приэльбрусью.

В нашей группе собрались как начинающие любители пейзажной фотографии, так и опытные фотографы и было очень интересно слушать их рассказы о прошлых поездках и приключениях. Да и география участников не подкачала: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Череповец, Сахалин и Ямал.

Прогноз погоды оказался верным и утро нас встретило холодом и проливным дождём. После весьма сытного завтрака мы собрались на мастер-класс. И должна сказать, что эти несколько часов пролетели как один миг. Я не буду утомлять вас подробностями, скажу только, что захотелось немедленно поехать на съёмку и применить новые знания. И, к счастью, во второй половине дня погода нам позволила это сделать. Нас ждал Хунзахский каньон и водопад Тобот.

Тот самый серпантин

«В мае в Дагестане по-летнему тепло», — говорили они… Ну не знаю… После дождя резко похолодало и я, со слезами на глазах вспоминая оставленную дома пуховую жилетку, надевала на себя две пары штанов, футболку, рубашку, флиску и куртку. Видимо, когда я собирала чемодан разумные сомнения по поводу «летней» погоды всё-таки были в моей голове, потому что, отложив пуховую жилетку, я взяла шапку и перчатки. Мой вам совет – едете в горы, берите тёплые вещи!

В пасмурную погоду Хунзахский каньон выглядел особенно величественным, но из-за обильных дождей вода в водопаде (очень странно звучит, но как сказать по-другому?) была довольно грязной. Пока мы гуляли и фотографировали, небо начало проясняться, и надежда увидеть красивый закат становилась всё более реальной. И за нашу веру природа нас наградила яркими и невероятно прекрасными красками заката.

Хунзахский каньон

На следующий день у нас были запланированы две съёмки: рассвет у башни Шамиля и село Гоор. К счастью башня находилась недалеко от нашей базы, к тому же это был наш первый рассвет в поездке, поэтому встать около четырёх утра было довольно просто. Забегая вперёд скажу, что чем дальше, тем сложнее было вставать в прямом смысле слова «ни свет ни заря» и к таким ранним подъёмам надо быть готовым, когда собираешься в фототур. Самое сложное это открыть глаза и заставить себя встать с кровати, а тот момент, когда ты встречаешь новый день вместе с восходящим солнцем, он безусловно стоит этих усилий!

Небольшая историческая справка. Башня была возведена в 19 веке в память пленения имама Шамиля, предводителя кавказских горцев. Этот хребет, возвышающийся над Гунибом, был последним оплотом Шамиля, и здесь он сдался русским войскам под командованием генерала князя Барятинского в 1859 году. Это был последний эпизод продолжительной войны за покорение Кавказа. Однако Шамиль не был казнен. Напротив, он был принят при дворе, неоднократно встречался с императором Александром II и в конце концов присягнул на верность российской короне. Умер легендарный имам в преклонных летах в Медине, когда совершал паломничество. Что интересно, не все местные жители согласны с официальной версией о факте пленения имама, и в любом случае для них он является национальным героем.

Во время съемок компанию нам составил рыжий кот, который сначала с большим терпением нам позировал, а потом ушёл, чтобы медитировать на восходе без надоедливых папарацци.

Гуниб (башня Шамиля)

После утренней съёмки у нас было свободное время и мы с моей соседкой по комнате решили организовать конную прогулку. Чтобы я, имея возможность, да не поездила верхом… да и погода наконец-то благоприятствовала. Наш маршрут проходил по природному парку «Верхний Гуниб». Мы заехали посмотреть беседку Шамиля, да-да того же самого, что и башня. Её ещё называют ротонда Барятинского, была построена над камнем, на котором русский генерал Барятинский ожидал сдающегося в плен имама Шамиля. На камне выбито «1859» в память об этом событии. Потом доехали до ещё одной достопримечательности – «царской поляны». С первого взгляда было непонятно, что в этой поляне царского, газон и газон, окруженный небольшим заборчиком. Но, присмотревшись, мы увидели остатки траншей. 11 сентября 1871 года здесь был дан завтрак для офицеров в честь визита императора Александра II. В тот день в Гунибе не нашлось достаточного количества столов и стульев, поэтому на лугу вырыли ровные траншеи и установили в них скамейки. Столами служили борта траншей. В траншеях разместились офицеры Кавказской армии. Место царя было на особом возвышении, куда поставили стол и кресло.

Конечной точкой нашего маршрута стала подземная мечеть имама Шамиля в старом Гунибе. Укрытая от посторонних глаз она находится на окраине старого аула. Свод мечети выложен из надгробных плит. От мечети открывается прекрасный вид на долину и горы. Атмосферное место, было бы время с удовольствием посидела бы там подольше, но нас ждала поездка в село Гоор.

Время основания старого Гоора точно не известно, но ученые археологи по керамической посуде определили конец 17-начало 18 века. В старом Гооре сохранились несколько боевых оборонительных башен и со всех сторон открываются потрясающие панорамы на высокогорные ландшафты. Ну а стадо барашков, спускающееся по склонам на закате, дополнило чудесную атмосферу этого места.

А ещё мы попробовали очень интересное местное блюдо «курч» или абрикосовая каша. Абрикосовый сок, деревенский, густой, наливают в чугунную сковородку, добавляют муку и долго вываривают, когда сок будет больше похож на кашу, курч снимают с огня, разливают по тарелкам и добавляют урбеч – пасту из абрикосовых косточек. На свежем воздухе, да ещё и заедая несколькими видами варенья зашло на ура. Ну и продолжая тему еды, что ещё мне удалось попробовать из местной кухни – хинкал (не путать с хинкали), курзе (пельмешки на дагестанский лад) и чуду (лепешки с разными начинками). Чуду, которые нам давали в Орлином гнезде были просто офигенные, отвал башки.

После утренней съёмки у нас было свободное время и мы с моей соседкой по комнате решили организовать конную прогулку. Чтобы я, имея возможность, да не поездила верхом… да и погода наконец-то благоприятствовала. Наш маршрут проходил по природному парку «Верхний Гуниб». Мы заехали посмотреть беседку Шамиля, да-да того же самого, что и башня. Её ещё называют ротонда Барятинского, была построена над камнем, на котором русский генерал Барятинский ожидал сдающегося в плен имама Шамиля. На камне выбито «1859» в память об этом событии. Потом доехали до ещё одной достопримечательности – «царской поляны». С первого взгляда было непонятно, что в этой поляне царского, газон и газон, окруженный небольшим заборчиком. Но, присмотревшись, мы увидели остатки траншей. 11 сентября 1871 года здесь был дан завтрак для офицеров в честь визита императора Александра II. В тот день в Гунибе не нашлось достаточного количества столов и стульев, поэтому на лугу вырыли ровные траншеи и установили в них скамейки. Столами служили борта траншей. В траншеях разместились офицеры Кавказской армии. Место царя было на особом возвышении, куда поставили стол и кресло.

Конечной точкой нашего маршрута стала подземная мечеть имама Шамиля в старом Гунибе. Укрытая от посторонних глаз она находится на окраине старого аула. Свод мечети выложен из надгробных плит. От мечети открывается прекрасный вид на долину и горы. Атмосферное место, было бы время с удовольствием посидела бы там подольше, но нас ждала поездка в село Гоор.

Время основания старого Гоора точно не известно, но ученые археологи по керамической посуде определили конец 17-начало 18 века. В старом Гооре сохранились несколько боевых оборонительных башен и здесь со всех сторон открываются потрясающие панорамы на высокогорные ландшафты. Ну а стадо барашков, спускающееся по склонам на закате, дополнило чудесную атмосферу этого места.

А ещё мы попробовали очень интересное местное блюдо «курч» или абрикосовая каша. Абрикосовый сок, деревенский, густой, наливают в чугунную сковородку, добавляют муку и долго вываривают, когда сок будет больше похож на кашу, курч снимают с огня, разливают по тарелкам и добавляют урбеч – пасту из абрикосовых косточек. На свежем воздухе, да ещё и заедая несколькими видами варенья зашло на ура. Ну и продолжая тему еды, что ещё мне удалось попробовать из местной кухни – хинкал (не путать с хинкали), курзе (пельмешки на дагестанский лад) и чуду (лепешки с разными начинками). Чуду, которые нам давали в Орлином гнезде были просто офигенные, отвал башки.

Село Гоор

На следующее утро нас снова ждал ранний подъем и поездка к Карадахской теснине. Но здесь, увы, нас ждала неудача. Из-за обильных дождей проход оказался полностью затоплен. Не беда, сказал наш фотогид Андрей, мы поедем к Салтинской теснине. Она хоть и менее величественна, но не менее интересна. А ещё там есть единственный в Дагестане подземный водопад. Но видимо вся вода ушла затапливать Карадахскую теснину, потому что от водопада осталась пара капель. Но всё равно было прикольно, снова и снова убеждаешься, что самый крутой в мире архитектор — это природа.

Салтинская теснина

Вечерняя съемка нам предстояла в одном из наиболее популярных у туристов месте – в «ауле-призраке» Гамсутль. По дороге в Гамсутль мы несколько раз останавливались, не в силах пропустить необыкновенной красоты горные пейзажи.

Добраться до аула-призрака не так просто, хотя еще каких-то несколько десятков лет назад туда вела нормальная автомобильная дорога, в селе были и магазины, и школа, и больница. Но постепенно жители покидали свои дома в поисках лучшей жизни. Последний его житель умер в 2015 году. И Гамсутль полностью опустел. Разрушались дома, исчезала дорога и на месте некогда оживленного села появился «аул-призрак», привлекающий к себе многочисленных туристов. Гамсутль находится на высоте 1500 метров, еще в начале этого сезона можно было доехать на своей машине примерно до середины горы, а дальше уже подниматься пешком. Но в этот раз нас встретил закрытый шлагбаум уже у подножия. Как нам сказали местные охранники шлагбаум поставили после того, как водитель одной из машин не справился с управлением, и машина сорвалась с обрыва. Так что теперь 100 рублей с носа и наверх поднимаются только «буханки» с местными водителями. И в любом случае, еще где-то около часа нужно подниматься пешком или на лошадках, я как раз встретила их, когда они спускались за новой партией туристов. Но тропа удобная, открывающиеся виды захватывают дух, с собой бутылка воды и, хоть и немного запыхавшаяся, я добралась до вершины.

Никогда не была в Перу и не видела Мачу-Пикчу, но, говорят, что Гамсутль немного похож на него. Мы поднялись к аулу во второй половине дня и самый наплыв туристов уже сходил на нет. Было любопытно походить по старым улочкам и представлять, как здесь раньше жили люди.  А ещё я стала случайным свидетелем небольшого концерта, видео чуть ниже. Уже в сумерках, в лучах закатного солнца, вновь опустевший, теперь уже от туристов, Гамсутль снова становился «аулом-призраком» со своей загадочной и немного пугающей атмосферой. Немного в стороне стоял небольшой палаточный лагерь, я немного позавидовала тем, кто оставался там ночевать – встретить рассвет в Гамсутле было бы очень интересно.

Аул-призрак Гамсутль

Кегерское плато (вид на Гуниб)

Утренняя фотосъемка Гунибского плато с Кегерского плато (знаменитый ракурс Гуниба, именно здесь писал свою картину «Гуниб» Айвазовский).

На следующий день, после утренней съемки на Кегерском плато, нас ждал долгий переезд до села Чираг Агульского района. Чираг раскинулся на южной стороне хребта Гургабек на левом и правом берегу реки Чираг-чай и ее притоке Кумаарк. Находится он в самом центре Дагестана на высоте 2220 м над уровнем моря. Считается вторым после Куруша высокогорным селением в Дагестане и третьим на Кавказе. Как и многие высокогорные села Дагестана последние годы находится в запустении и постепенно превращается в еще один «аул-призрак». Наша группа, также, как и другие путешественники, побывавшие в селении до нас, восхищалась сказочной красотой Чирагской долины и её высокими зелеными субальпийскими лугами. К сожалению, облачность не дала нам насладиться красивым закатом, но лично для меня этот вечер в долине, дивной в своём первозданном виде стал, наверное, самым ярким воспоминанием из этой поездки.

Агульский район, село Чираг

Горы в районе п. Салта

Наш фототур близится к завершению, сегодня 9 мая нам предстоит переезд в Махачкалу, по дороге мы заедем на Чиркейское водохранилище и полюбуемся величественной красотой Сулакского каньона. А пока у нас есть несколько часов на сборы и прощальную прогулку по окрестностям нашего туркомплекса. Практически сразу за пределами базы начинаются горы и чудесный лес, по тропинке я вышла на высокогорную поляну, откуда открывался прекрасный вид на Гуниб. В честь праздника Победы в селе играла музыка военных лет и эхо разносило её по окрестным горам. Стоило закрыть глаза и становилось непонятно в каком году ты сейчас, в какой эпохе, перехватывало дыхание и слёзы набегали на глаза. Сказалось всё сразу – и масса впечатлений от увиденного, и грусть прощания, и музыка, никогда не оставляющая равнодушной…

На Чиркейском водохранилище нас встретил поистине ураганный ветер, поэтому я ограничилась парой кадров на память и убежала обратно в машину. Погода решила разбушеваться не на шутку и мрачные нависшие над землёй тучи и всё тот же сильный порывистый ветер поджидали нас и на Сулакском каньоне. Буквально 10-15 минут и разразилась настоящая гроза, вынудившая нас спешно уносить ноги. На Сулакский каньон мне бы однозначно хотелось вернуться ещё раз в более благоприятные погодные условия, чтобы спокойно насладиться его величественностью и красотой, поснимать с разных ракурсов и прокатиться на катере по ярко-бирюзовой реке Сулак.

Вот и подошло к концу моё путешествие в Дагестан. Последняя ночь в Махачкале, утренняя поездка на шумный и яркий восточный рынок за сувенирами и вкусностями и дорога в аэропорт, домой.

До свидания Кавказ, до новых встреч!

PS к вопросу о погоде, на следующий день после нашего отъезда в Гунибе выпал снег.

Чиркейское водохранилище, Сулакский каньон

Ни и на прощание небольшое видео "По дорогам Дагестана"